Translate

Постоянные читатели

Поиск по этому блогу

понедельник, 22 декабря 2014 г.

Открытки. Лермонтов. Тема детства в творчестве великого поэта.


Здравствуйте, мои дорогие читатели! В начале этого учебного года я стала руководителем стажёрской площадки на базе нашего учебного заведения. Это значит, что раз в месяц ко мне приходят учителя нашего города, чтобы научиться чему-то новому, и этим новым я с ними делюсь. Моя стажерская площадка имеет тематику, связанную именно с моим увлечением, которое уже стало не просто увлечением, а нечто большим, оно оформилось в уникальную авторскую педагогическую технологию. С помощью скрап-объектов я выстраиваю уроки литературы и русского языка, внеклассные мероприятия.  Ну и тема стажёрской площадки соответствующая:  "Скрапбукинг как средство формирования мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы". Вот такая у меня замечательная тема. 
В октябре месяце этого года прошло второе занятие, на котором  я показала преподавателям, как можно использовать скрап-объекты во внеурочной деятельности, показав им литературную гостиную.  Я разработала специально образовательные приемы, которые помогают использовать скрап-работы в качестве дидактического средства на моих уроках, и не только)
Так вот, тема литературной гостиной была посвящена 200-летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова и звучала так "Тема детства в творчестве М.Ю.Лермонтова" Для этого мероприятия я совместно со своими одиннадцатиклассницами создала эти открытки
В первой отражено восприятие образа слепого мальчика из главы "Тамань" романа "Герой нашего времени".
Если говорить о самом мероприятии, то это был творческий вечер, состоящий из 2 частей.
 В 1 части дети были актерами, они представляли образы героев, родных М.Ю.Лермонтова. Это был такой небольшой спектакль. А вот во 2 части экспозиция менялась. И идея была такая: сам М. Ю. Лермонтов вел беседу с современным читателем 21 века.

А вот и диалог между писателем и читателем:
Лермонтов:  Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.
Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.
Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…
 Читатель:
- Слепой мальчик? Я думаю, этот образ не случайно появился в Вашем творчестве.
Лермонтов:
- Да, ты прав. Он – отражение внутренней сути многогранного человеческого Я.  Именно такой образ ребенка позволяет показать тебе, мой читатель, что лики человеческие имеют разные свойства, разное содержание.
- Позвольте мне  как  читателю 21 века представить Вам свое понимание этого образа, а заодно, и личное проникновение в Ваше художественное сознание.
Я слепого мальчика представляю плывущим на челне по морю. Он уже далеко от нас. Волны помогают ему в его нелегком путешествии. Он одинокое существо, покинутое всеми близкими. Прошлого у него уже нет, его поглотила бездна жизни. Потому – то он представляется мне в виде черного силуэта двигающего навстречу черным  волнам. Вспомним, что именно черный цвет символизирует собой загадку, неизвестность. Его существование уже разорвал на части беспощадный жизненный поток. Но я верю, что у него все же есть надежда на будущее. Я прав, Михаил Юрьевич?
- Конечно. 


Дам тебе я на дорогу
   Образок святой:
Ты его, моляся богу,
   Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
   Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
   Баюшки-баю.

- Это строки из  «Казачьей колыбельной»:

Читатель:
- Я сразу узнал эту полную надежд колыбельную. Ведь мать – святой образ. В Вашем творчестве образ матери есть символ Божьей Матери. Она заступница, спасительница. Именно ее мольбами спасется дитя, рожденное на бренной земле для земных страданий. Именно она, мать дарит надежду, спокойствие и веру в жизни! Лицо ее, Божьей Матери, само одухотворение и спасение... И потому больше нет бельма, уродующего лицо ребенка. А есть право его на счастье и на веру. У него есть свой жизненный путь.  Обратили Вы внимание на три цветка, обрамляющие стан Святой? Их числом три. Как в сказке, спросите  Вы?  А я отвечу. Да. Сказка – это волшебство, происходящее с нами, людьми, по какому-то Высшему желанию.  А Высшее есть судья, дающий по заслугам и делам нашим. Кстати, цветы  эти имеют название – анемон. Он символ отречения. Отречения от злого духа, подлости и лжи. Ведь мы люди. А она Матерь Божья, сила, давшая жизнь Вседержителю, поможет и нам, ее детям, постигнуть гармонию в мире человеческих мыслей и чувств. И теперь только капельки слез матери, смывающие с  души ее дитя черные, грязные краски, дарят веру в исцеляющую силу молитвы. 
Лермонтов:
- Вы меня шокируете. Неужели Вы так глубоко прониклись образами, рожденными моим творческим сознанием. Да, я много страдал. Мать…Отец… я был лишен главного в жизни. Потому во мне сливались воедино одиночество и разочарование со взлетами вдохновения. Многое мне тебе, читатель, хотелось рассказать. Хотя… А душу можно ль рассказать?
Читатель:
- Мцыри?! Этот юноша имел право задать такой вопрос, если не нам читателям, то уж точно самому себе. Что было у него в жизни? Каменные стены, железные ограды, церковные песнопения, келья, наполненная грустью и неизбывной тоской! Все это так черно, бескровно и безнадежно…Чего хочет он, молодой юноша, с младенческой душой, встречающий свои рассветы далеко от ярких лучей солнца, бурлящих потоков гористых рек, лишенный  радости томлений от любовных переживаний, объятий родных и близких ему людей, в конце концов, не имеющий дома.? Что было делать ему, молодому, полному жизненных сил и испепеляющих его желаний? Да, он разорвал цепи, сковывающие его, и бежал, вон, туда, где жизнь и солнце! Три дня было у него, всего три дня настоящего торжества мечты, света, любви, мужества… Блаженные дни! Обратите внимание, не зря поэт использовал именно число 3.  Три - одно из самых положительных чисел в символике и в религиозной мысли. Символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение.
Слезами юного беглеца омыт был тернистый путь к свободе. Да простят ему его  младые желания чернецы. Да простит он всех, выслушивавших его  покаяние, его исповедь! ..

 Вот и всё! Вот так и работаю))) Спасибо за внимание! Надеюсь, что вам это также интересно, как и мне.
P.S. Данная педагогическая технология является авторской, все права защищены, использовать разрешается только с моего согласия и с ссылкой на источник. 

Немного фото с этого вечера:
                                           Зрители ждут:
                                                    Все готово к представлению:  


                                          Репетиция:

9 комментариев:

  1. Ну это просто великолепно!!! Я, как ценитель и любитель русского языка и литературы, просто восхищаюсь вашими навыками преподавания!!! Это очень интересно, жаль, что я не имею возможности лично посетить ваши "литературные посиделки". А открытки, как иллюстрации и чувственные интерпретации произведений и их героев, меня просто покорили!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо большое за оценку моей деятельности! ))) Я живу творчеством, как говорит мой муж: оно во мне))) Хочется, чтобы больше было людей, которым интересна наша литература. Мария, с удовольствием приглашаю Вас на наши литературные "посиделки". Еще хочется сказать, что именно скрап-работы помогают научить многому наших детей. Главное, чтобы внутри "все пылало", идеи тогда рождаются сами.

      Удалить
  2. Замечательно! Я горжусь вами и тем, что вы делаете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна,спасибо Вам огромное за Вашу поддержку!!! Для меня она очень важна, особенно сейчас!!!

      Удалить
  3. Оксана, сначала я долго не могла подобрать слов, и наверное, не подберу нужных..... Восхищаюсь, потрясена...... Очень важно прививать любовь к литературе, именно русской. И я не отказалась бы побывать на таком событии!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо тебе!!! Я с удовольствием приглашаю тебя к себе на стажёрскую площадку, 26 января. Но это еще не все. Меня впереди ждет просто грандиозное мероприятие, оно тоже связано , причем вплотную, с моим любимым увлечением!!! Скоро начну понемногу о нем рассказывать.

      Удалить
  4. Оксана, как здорово! Можно уже диссертацию защищать! Мне кажется, это очень актуально в наше время, любовь к литературе прививать с помощью скрапбукинга, ведь современные дети воспринимают информацию больше через зрительные образы-компьютер, видео-игры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба, спасибо! Второй человек говорит мне о диссертации, может, стоит подумать?!))) Хочется, чтобы для детей литература стала сокровищницей творческих и жизненных идей. Скрап очень в этом помогает!

      Удалить
    2. Да что там думать ! делать надо! У тебя есть не только теория, но и практический опыт-будет диссертация не высосанная из пальца (пардон).

      Удалить